?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Перевод для Никиты. Отец иезуит Клод Франсуа Менестрие  о балетых костюмах. 1682 год.
В издании с 250 стр.
http://books.google.fr/books?id=wqVAAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=fr&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false


Костюмы, о коих я уже говорил, являются немалой частью внешнего вида (спектакля). Они достаточно часто  важны  для создания красоты сценического действия, и подчас их разнообразие  исправляет  неумение танцевать некоторой части танцоров.  Следует проявлять воображение и изобретательность в создании этого украшения. Поскольку в балете имеются лишь безмолвные исполнители, необходимо чтобы костюм говорил за них точно так же как и их движения.

В первую очередь костюм должен соответствовать действию, и если танцор исполняет исторического персонажа, костюм насколько это возможно должен соответствовать эпохе. Несомненно, костюм римлянина является самым впечатляющим из всех, в то же время позволяя максимально свободно двигаться ногам.  Он состоит из кирасы с фестонами, коротких рукавов достигающих середины руки и шелкового низа, собранного складками по кругу, что составляет боевую котту, шлем украшенный гребнем и плюмажем завершает костюм. Ежели танцоры должны изображать победителей, они также должны надеть лавровые венки.

Такая же забота о достоверности должна проявлятся и в воплощении костюмов других народов. Так греки должны быть одеты в круглые шапки, украшенные плюмажем и персы должны следовать этой же моде. Мавры должны иметь короткие кудрявые волосы,  руки и лицо черными, они ходят без головного убора, за исключением обручей украшенных жемчугом на манер диадемы, вдобавок к этому они носят серьги. Турки и сарацины носят доломан и яркие тюрбаны с султаном. Американские индейцы носят шапки богато украшенные  яркими перьями и набердренные повязки тоже из перьев, еще они носят перья вокруг шеи и держат веер из перьев в каждой руке во время танца. Японцы носят большой пучок волос на затылке.<...>

Второе правило состоит в том, что костюмы должны сильно отличаться, и если возможно один и тот же тип платья не появлялся дважды, хотя бы  выходы должны быть составлены таким боразом, чтобы между похожими был большой интервал. В конце концов всегда возможно изменить цвет, ежели  невозможно сделать никакое иное различие, как часто бывает в исторических балетах. где все персонажи практически единой нации и находятся в единых условиях. После выхода солдат приятно будет увидеть выход пастухов, а после них выход мифологических божеств, потом воров, потом зверей, потом гениев, потом американцев, персов, мавров и т.д. Это разнообразие всегда поддерживает зрителя в ожидании.

Третье правило должно без сомнения соблюдаться насколько возможно в  выходах, и оно гласит, что все в них участвующие должны быть одеты в одинаковые цвета и стиль, ежели позволяет сюжет.

Четвертое правило гласит, что косютмы не должны быть сдавливающими и должны давать телу и конечностям свободу танца. Тут наименнее подходят женские костюмы, поскольку им следует быть длинными. Испанские костюмы хороши для сарабанды.

Ежели танцор держит в руках какой-либо предмет, он должен быть функционален, как, скжаем, молоток и мастерок чтобы изображать строительство, или меч дабы изобраать битву, реки должны лить воду из своих сосудов, Зефиры посылать ветер своими веерами из перьев, а циклопы стучать по своей наковальне.

Костюмы подходящие для аллегорических персонажей есть наиболее сложные из всех, как и те, что создаются  для пороков и добрадетелей, которые мы изображаем в человеческом обличии. Именно здесь должны выражаться талант и  изобретательность создателья косютмов, поскольку здесь необходимо чтобы костюм выражал насколько возможно природу и характеристики предмета.

Города одеты в костюмы амаонок, чьи цвета должны соответствовать цветами их гербов и в качестве глоовного убора им дается корона из башен.некотоорые украшают их одежды предматами с их гербов., так одежда Парижа будет покрыта малеьнкими корабликами, Лиона - львами, Рима -  античными медалями, что воплощает его суть.  Провинциям же дается кираса амазонок и копье.

Костюм Весны должен быть темно зеленым, украшенным цветами и увенчанным короной  из роз. Зима должна выходить будучи вся в белом, с длинной седой бородой, украшенная мехом и скованная в своих движениях. Цвет Лета -  буланый (светло-коричневый), что является цветом урожая, грозди винограда на голове и серп в руке. Одеяние осени Оливковое или же цвета палой листвы, осень несет рог изобилия полный фруктов и венок из виноградных листев на голове.

Ветра должны быть одеты в перья по причине своей чрезвычайной легкости. Солнце должно  быть одето в золото и иметь золотой гловной убор, одеяние Луны серебрянного цвета, оба светила должны носить маски, у одного маска должна быть с золотыми лучами, у другого с серебряными.

Костюм времени должен включать в себя четыре цвета, дабы обозначать четыре времени года, с короной увенчанной часами, которые показывают время, с крыльями на голове, плечах и ступнях, с песочными часами в одной руке и косой в другой. Ночь должна быть облачена в черное одеяние, усыпанное звездами с полумесяцем на голове. Фотруна должна казатся одетой в  изменяющиеся цвета с завязанными глазами и вращающимся колесом в руке. Укрошают ее костюм скипетры, короны. гербы и пр. Судьба должна быть облачена в голубое одеяние усыпанное звездами и кусками зеркал поскольку звезды и  магические зеркала (хрустальные шары?) указывают нам на будущее. Корона ее состоит из звезд а в руке она держит жезл.

Амур  должен быть одет в розовых тонах, горящие сердца украшают его одежду, глаза его завязаны, лук в его руке, а колчан за спиной. Ненависть напротив должна быть в огненых цветах с кинжалом и ядом в руках или же с дымящим факелом из черного воска. Костюм должен быть темным поскольку эта страсть не существует без печали. Зависть должна быть облачена в желтое осыпанное открытыми глазами. Бедность носит разорванное одеяние с заплатами разных цветов.

Вера должна носить белое, как символ ее искренности с вуалью накинутой поверх глаз, выражающую покорность таинствам. Она держит книгу в руке и на голове ее диадема подобно константиновой. Я не думаю, что она должна нести крест или чашу, поскольку мы должны проявлять уважение к священным предметам и не подобает использовать как реквизит для сцены то, что используется на алтаре.

Я одену Религию в багровую тунику, украшенную золотым крестом - символом крови пролитой мученниками. Я короную ее лавром и дам ей в руки пальмовую ветвь и лабарум константина. Этот костюм был бы скромен и менее оскорбителен, чем те, которые иногда встречаются и состоят  из понтификальных облачений синагоги с тиарой на глоове и кадилом.

Цветы должны быть одеты в свои естественные цвета.


P.S.Перевел к спору о масках в балете. Как видно тут иезуит указывает на наличие масок только у Солнца и Луны. Хочу еще выложить свой перевод фрагментов Новерра, на которого часто ссылаются, как на указание наличия обязательных масок у танцоров. Мне кажется судя по контексту он говорит о маске в том же смысле в котором "маска" обозначает типаж итальянского театра, не столько атрибут, сколько условность и заданность игры.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
oberega
Nov. 4th, 2014 05:25 pm (UTC)
Спасибо, Данил. Очень интересно и полезно. Про маски все очень занятно. Не берусь ничего утверждать, но может быть так, что маски луны и солнца отмечались из-за экзотичности, непохожести на простое лицо. Я не имею мнения по данному вопросу, но видимо Луи плясал при дворе в маске, когда изображал женщин и старух и кого-то там еще, кого не помню, да еще и в одном спектакле.
remigius
Nov. 4th, 2014 07:14 pm (UTC)
Я специально в переводе постарался сохранить конструкцию фразы к-я в источнике, поскольку по моему мнению если бы маски подразумевались как данность, фраза скорее звучала бы как: "маски луны и солнца должны иметь лучи". Что гротески танцевались в масках я не сомневаюсь, но часто реконструкторы показывают именно что высокий стиль позднего версаля и далее одевая маски, основываясь на фразах Новерра, что он изгнал маску.
georg_the_great
Nov. 7th, 2014 12:01 pm (UTC)
Спасибо!

Когда я читал Новерра мне показалось, что он вообще против масок в балете. Может быть, я неправильно что-то запомнил.
remigius
Nov. 7th, 2014 11:33 pm (UTC)
да именно. Но его отрицание масок трактуют как повсеместное их использование, что мне кажется сомнительным.
georg_the_great
Nov. 8th, 2014 06:27 am (UTC)
Спасибо, осознал вашу мысль.
( 5 comments — Leave a comment )